Интервью с сенсеем Жаком Пайе (2 часть)

Сенсей Жак Пайе
Сенсей Жак Пайе,
7 дан Айкидо Ёсинкан

Первая часть интервью с Жаком Пайе.

Занятия Айкидо Ёсинкан всегда начинаются с кихон доса. Скажите, пожалуйста, в чём заключается основная задача отработки кихон доса?

Сенсей Жак Пайе. Кихон доса — это не что–то отдельное, это просто часть техники. Таким образом, это часть техники, которая помогает вам понять, что в айкидо важны две вещи. Первое — вам необходимо сформировать своё тело. Вам надо сформировать «айки–тело». Сильные ноги, сильные бёдра. И после этого вам следует научиться правильно перемещаться, выполнять все смещения от своего центра. Базовые движения позволяют вам научиться именно этому. Потому что перед тем, как вы сможете выполнять техники, сначала вы должны сформировать своё тело, обрести хорошее равновесие, сделать свои ноги и бёдра сильными, для того, чтобы движения шли не от ваших ног, а от вашего центра. И базовые движения могут помочь быстрее и легче понять вам эти движения.

Например, хирики ичи учит правильно двигаться вперёд. Хирики ни — поворачиваться за счёт бёдер. Не с помощью ног, а с помощью центра. Центр переносит всё тело. Тай но хенко ичи — это изменение направления. Гораздо легче двигаться прямо, и когда вы поворачиваете, становится сложнее. Поэтому вы должны научиться сохранять центральную линию в момент изменения направления. Тай но хенко ни — это поворот от центра, от бедёр, не за счёт ног, а за счёт мощного движения центром. Также это хорошее упражнение для построения сильной осевой линии. Сумацу доса объединяет все эти движения. Когда вы сформируете свое тело, и ваше тело будет готовым, вы сможете выполнять техники.

Что является более важным на ваш взгляд: строго соблюдать определённое положение тела, когда выполняется кихон доса, кихон вадза, или важнее развивать внутренние ощущения, чувство устойчивости, использования бёдер и центра? Определённая позиция рук, например, не так важна?

Например, хирики ичи. Сенсей Чида выполняет это упражнение определённым образом, конечно, он двигается прямо, но его руки находятся чуть выше. А другой сенсей помещает свои руки чуть ниже, и ученики иногда конфликтуют на тему таких нюансов.

Сенсей Жак Пайе(Смеясь). Неужели?

Конечно! Они обсуждают эти моменты в интернете, на различных форумах. Спорят между собой какое положение рук более правильное: на десять сантиметров выше или ниже.

Хирики но ёсей ичи
Пояснение нюансов хирики

Сенсей Жак Пайе(Смеясь). Я думаю, что такие детали неважны. Есть общая идея: в камае верхняя рука находится на уровне груди и бёдра закрыты. У некоторых людей этот уровень может быть немного выше или ниже, однако руки должны находиться на одной линии. И если всё находится на центральной линии, то всё в порядке. Что касается конкретно хирики ичи, то сенсей Сиода говорил, что до тех пор, пока вы можете видеть между ваших рук, всё хорошо. А в тайно хенко ичи руки должны быть перед лбом и грудью. Вот, что говорил сенсей Сиода касательно базы. Однако ещё раз, если руки находятся немного ниже, это не имеет значения. Что гораздо более важно, тело не должно быть скручено. Всё тело должно быть на центральной линии.

Почему в айкидо используются такие странные атаки, как шомен учи, ёкомен учи, захват за запястья и, например, «уширо вадза»? Подобные атаки очень редко встречаются в реальной жизни, поэтому в чем заключена основная цель их отработки?

Сенсей Жак Пайе. Эти атаки очень важны, поскольку, опять же, айкидо — это метод изучения определённых принципов, и айкидо пришло главным образом от работы с мечом. Таким образом, шомен, ёкомен — это не удары как таковые, они пришли к нам из практики работы с мечом. Когда вы изучаете, например, школу работы с мечом Ягю Синкагэ–рю, не кендо, а гораздо более традиционную школу, то вначале вы делаете то же самое — сильный шомен, сильный ёкомен. Собственно говоря, это всё, что вы делаете. И Уэсиба сенсей также изучал Ягю Синкагэ–рю, и он понял, что принципы работы с мечом очень важны. Таким образом, в айкидо мы используем шомен учи и ёкомен учи потому, что мы хотим изучить принципы работы с мечом.

Хорошо. Однако возможно практиковать принципы айкидо, используя не традиционные атаки, а удары руками и ногами?

Сенсей Жак Пайе. Я думаю… Ещё раз, это очень просто, потому что, как я уже говорил, мой друг в США так и делает. Поэтому очень легко адаптировать принципы айкидо к работе против ударов руками и ногами. Но мы должны помнить, что айкидо пришло к нам от сенсея Уэсибы. Сенсей Уэсиба верил, что айкидо пришло от бога, и меч также пришёл от бога. Поэтому задача айкидо состоит в том, чтобы превратить орудие смерти в орудие жизни.

Сенсей Жак Пайе
Рабочий эпизод на семинаре

Я прав, что мы можем изучать принципы айкидо с помощью отработки таких атак, как стандартные удары руками и ногами, но использование традиционных видов атак, в любом случае, гораздо более полезно?

Сенсей Жак Пайе. Да, это совершенно верно. Также, уширо вадза предназначена для тренировки… В айкидо что важно? Не техника сама по себе, а предчувствие, ощущения. Поэтому очень важно отрабатывать уширо, поскольку вам необходимо научиться быть чувствительным и интуитивным, вот почему это важно.

В Айкидо Ёсинкан для того, чтобы выполнить технику, мы применяем «атэми». В чём, по–вашему, заключается роль атэми в айкидо?

Сенсей Жак Пайе. Я думаю, что атэми на мой взгляд, поскольку я видел его эволюцию… Атэми в прежние времена… Большинство техник раньше выполнялись с атэми. Например, в сёкумен ирими наге вторая рука наносила атэми. Однако затем Сиода сенсей развивался, и атэми превратились в техники айкидо. Это значит, что когда кто–нибудь наносит вам удар, нет никакой боли. Это означает бить не рукой, а наносить удар центром. И сенсей Сиода был полностью расслаблен, а также демонстрировал совершенный тайминг, и когда он наносил удар, вы практически ничего не чувствовали. Он дотрагивался до вас, и это потрясало вас. Он использовал плечо или спину, однако удара как такового не было. Он ударял вас, но вы не чувствовали боли или какой–то остановки.

Таким образом, атэми — это реализация совершенного тайминга, это реализация очень и очень высокого уровня владения техникой. В большинстве боевых искусств атэми нацелено на то, чтобы убить, сильно покалечить, сломать, или законтролировать, но только не в айкидо. Из того, что я чувствовал, наблюдая за сенсеем Сиодой, когда он был молод: да, его атэми были болезненными и очень эффективными, однако в конце своей жизни они представляли из себя восхитительные техники. Он ударял вас, и вы падали, однако вы были счастливы, а потому вставали и атаковали вновь, поскольку это было забавно. Его тайминг был удивителен. Именно так я понимаю атэми.

Мы часто слышим про термин «чюсин рёку». Что он означает, как он проявляется и насколько он важен для правильного понимания техник в Айкидо Ёсинкан?

Сенсей Жак Пайе. «Чюсин» с японского языка может быть дословно переведено как «центральный» или «идущий из центра», а «рёку» означает «энергия или сила». Таким образом, мы можем перевести этот термин как «Фокусировка силы». Чюсин рёку не является чем–то мистическим, оно просто есть, если вы работаете правильно над базовыми перемещениями и техниками. Если вы формируете правильное положение тела. Таким образом, это выстраивание тела и мышц. Когда тело правильно отцентрировано, вы естественным образом получаете чюсин рёку. Поэтому если вы будете просто тренироваться, обращая внимание на дыхание, тайминг и танден, то вы сумеете развить у себя чюсин рёку. Потому что это не какое–то ощущение, это вполне физическое понятие, плюс наш разум и общая концентрация. Это и есть чюсин рёку.

Тай но хенко ичи
Нюансы правильного выполнения
тай но хенко

А что можно сказать по поводу Сючин рёку? Что оно означает и чем отличается от Чюсин рёку?

Сенсей Жак Пайе. Сючин рёку — это проявление чюсин рёку. Если переводить дословно, то «сючи» означает «концентрация или концентрировать», «рёку» означает «энергия или сила», таким образом Чюсин рёку является силой, которая происходит из вашей центральной линии и правильного положения тела. Поэтому вначале вы должны обрести чюсин рёку (силу всего вашего тела, которая образуется за счёт центральной линии), затем, когда вы сформируете своё тело, обретёте правильное положение тела, сильные ноги и бёдра, вы сможете собрать всю силу в области тандена и… Сючин рёку — это взрыв энергии, который происходит, когда вы выполняете технику.

Какое–то время назад мы прочитали интервью с сенсеем Рюсей Саегусой, он сказал, что в Айкидо, с физической точки зрения, наиболее важным является позвоночник, а в позвоночнике — крестец. Как вы думаете, почему крестец и позвоночник так важны в айкидо? И как по вашему мнению, что в айкидо наиболее важно с физической точки зрения?

Сенсей Жак Пайе. Да. Я думаю, крестец является своеобразной связью между верхней половиной туловища и нижней. В целом, в нашем западном мире верхняя половина туловища развита в гораздо большей степени, чем нижняя. Поэтому энергия имеет тенденцию поднматься вверх. Поэтому когда вы концентрируетесь на бёдрах, вы фокусируете свою энергию в нижней части спины и бёдрах, и это относится к ногам, и это связывает нижнюю половину туловища с позвоночником. Затем тело становится единым целым, и всё опускается вниз, ваш центр опускается вниз.

Это так же, как когда вы практикуете Дза дзен, ваш крестец опускается вниз. Точно так же, как и в остальных японских традиционных боевых искусствах. Когда ваши бёдра направлены на расширение, грудная клетка расправлена, то мышцы передней поверхности тела, мышцы ног, а также крестец, всё объединяет тело в одну структуру.

В этом положении, с таким прогибом в пояснице, возможно ли причинить вред позвоночнику или спине? Должна ли чувствоваться боль во время упражнения, или всё должно происходить естественным образом без боли, без какого–либо вреда?

Сенсей Жак Пайе. Я думаю, если вы делаете что–то неестественным образом, то очень скоро это принесёт вам вред, вред — это очень плохо, поэтому вы поймёте, что что–то не так. Упражнения не должны причинять вред. Если какой–то дискомфорт или напряжение мышц, то всё в порядке, но если боль слишком сильная, если вы даже не можете тренироваться, значит, вы делаете что–то неправильно. Следует остановиться.

Сенсей Жак Пайе
Сенсей Жак Пайе на
семинаре в Новосибирске

Интервью с Рюсей Саегусой — это был первый случай, когда мы услышали об этом мастере. Преподаёт ли он до сих пор в Хомбу додзё?

Сенсей Жак Пайе. Нет. Он был учи–деши, когда я только начал заниматься. Он был учи–деши на протяжении трёх лет, и он очень интересовался сейтаем. Это не айкидо, и по большей части он занимался именно им. Сейчас он на Хоккайдо. Он не обучает техникам, только перемещениям тела. Он приезжает в Токио, чтобы встретиться со мной и сенсеем Андо. И он вовлекает нас в занятия сейтаем.

Сенсей, этот семинар стал уже третьим по счёту в Санкт–Петербурге. Кроме того, вы проводили тренировки в  Новосибирске и Львове несколько раз. Как вы думаете, в чём отличия между Айкидо Ёсинкан в России и на Украине от Японии?

Сенсей Жак Пайе. Я думаю, сейчас приезжает много мастеров, и люди имеют больше доступа к Интернету, поэтому уровень в России достаточно высок. В Японии в общих группах уровень ничуть не лучше. Разумеется, существуют профессионалы, такие как сеншусей, например, однако, если говорить об общих группах, то уровень в них примерно такой же. Это происходит потому, что люди приходят в додзё раз в неделю, некоторые приходят чаще, но в большинстве своём люди занимаются раз или два в неделю. Они очень заняты работой, семьёй, поэтому у них нет времени, и они ходят просто для того, чтобы поддерживать свою физическую форму. Они не очень сфокусированы на айкидо. Я думаю, что в России люди занимаются айкидо очень серьёзно, и они хотят обучаться, и я думаю, что некоторые люди в России даже более заинтересованы в изучении айкидо, чем некоторые студенты в Японии.

А также основное отличие от Японии состоит в том… Япония — это очень безопасная страна, и люди в ней также очень миролюбивы. Кроме того, они понимают разницу между будо и спортивными единоборствами и подобными им стилями, и люди занимаются айкидо, не имея желания участвовать в спаррингах или драках.

Не кажется ли вам, что люди в России немного более агрессивны и упрямы?

Сенсей Жак Пайе. Да, да, но опять же, я француз и для меня это не важно, но я пытаюсь показать, что в айкидо есть что–то ещё кроме боевого аспекта.

Общее фото
Фото с представителями ЦАЁСПб

Возможно, именно из–за своего упрямства мы имеем склонность использовать физическую силу вместо того, чтобы прислушиваться к тому, что делает наш партнёр.

Сенсей Жак Пайе. . Однако когда люди в России понимают, что они могут делать техники без использования физической силы, они учатся с большим желанием.

А существует ли отличие в отношении людей к формальным моментам, таким как «даны» или «кю», например?

Сенсей Жак Пайе. В Японии это традиция, не только в мире боевых искусств, но для чего угодно другого. Например, для каллиграфии. Подобный подход означает, что если ты получил очередной сертификат, то он просто обозначает ваш прогресс. И когда ты получаешь чёрный пояс, это совершенно не важно. Чёрный пояс — это просто первая ступень, самое начало. Получить шодан в Японии очень просто. Он просто показывает, что вы проявляете какое–то усердие, и вы заинтересованы в предмете. И с момента получения шодана вы станете немного более серьёзным. Это значение первого дана в Японии.

Однако на Запапде шодан, чёрный пояс очень важен. Люди хотят, чтобы окружающие признали их высокие достижения, черный пояс важен сам по себе, поэтому они хотят начать делать сложные техники, быть очень серьёзными и так далее. Таким образом, отношение очень отличается от того, что в Японии.

Какой бы совет вы могли дать людям, которые занимаются Айкидо Ёсинкан в России?

Сенсей Жак Пайе. Хорошо. Им следует найти хорошего инструктора и уделять больше внимания базе. Затем, они, разумеется, будут прогрессировать и откроют для себя ценность айкидо.

Спасибо большое, сенсей, за интересные ответы. Уверен, что они будут очень полезны и поучительны для всех, кто практикует айкидо в России. Уверен также, что на протяжении нескольких последующих дней нам удастся узнать ещё много познавательного и интересного. Большое спасибо ещё раз.

18.08.2012